Рассказывает сооснователь Марк Рэндольф.
Пока Netflix стал таким, каким мы его знаем, ее основатели перепробовали несколько бизнес-идей и пару раз чуть не обанкротились. Об этом рассказывает сооснователь Netflix Марк Рэндольф в своей книге «Эта идея никогда не сработает».
Превратить Netflix во всемирно известную компанию помогли упорство, умение рисковать и азарт ее основателей. Публикуем самые интересные истории из книги Рэндольфа.
До того, как создать Netflix, Марк Рэндольф работал в рекламе.
После колледжа он подал заявку в рекламное агентство N. W. Ayer на должность менеджера по работе с клиентами. Кандидатов было много, Марк успешно прошел несколько собеседований, но получил отказ на последнем этапе.
Ему стало интересно, что стало причиной провала, поэтому Марк написал письма всем сотрудникам агентства, которые проводили с ним собеседования. «Я хотел бы устроиться в вашу компанию в будущем, поэтому хочу узнать, каких навыков мне не хватило, чтобы поработать над ними», — написал он.
Через четыре дня ему перезвонили и предложили должность, на которую Марк изначально претендовал.
Оказалось, что в компании хотели найти человека, который, общаясь с клиентами, умеет превращать «Нет» в «Да». Марк был единственным кандидатом, который не согласился с их «Нет».
Когда Рэндольф работал в IT-компании Borland, во дворе его офиса вырастили целый сад секвой и сделали озеро с редкими рыбами. У компании был свой ресторан, оздоровительный центр, тренажеры, фитнес-студии и огромный бассейн.
Однажды Марк возвращался с обеда и увидел, как группа инженеров отмокает в корпоративном джакузи. Все жаловались друг другу на компанию, в которой работают.
— пишет Рэндольф.
Поэтому в Netflix с самого начала не было теннисного стола или бесплатных закусок. Зато можно брать неограниченный отпуск, любое количество выходных, и при этом — никакого дресс-кода и субординации с начальством. Главное — показать результат.
«Я не хочу знать про твой больной зуб или про школьный утренник твоего ребенка. Просто сделай свою работу и побеспокойся, чтобы было кому прикрыть, когда ты уйдешь», — таким был принцип Netflix, и это работает лучше жесткого графика.
До запуска Netflix сотрудник стартапа Кори Бриджес создал на форумах киноманов несколько десятков персонажей. Под разными именами он представлялся фанатом кино и кое-где вспоминал о новом сервисе, который вот-вот должен появиться на рынке — Netflix.
Планировалось, что это будет сайт, на котором можно купить или арендовать фильм на DVD.
Так он не только готовил будущих клиентов к появлению нового бренда, но и анализировал ситуацию на рынке — узнавал, интересует ли фильмоманов прокат DVD.
В день запуска он еще раз напомнил пользователям о Netflix. В итоге вместо предполагаемых 15-20 заказов, сайт получил 137 клиентов за первые сутки. И это учитывая то, что полдня сайт «лежал» из-за проблем с сервером.
В Кремниевой долине часто можно услышать фразы вроде «Я знаю, что ты веришь в эту идею, но, пожалуйста, не за свои деньги».
Принцип такой: основатель стартапа и так рискует своим временем, усилиями и рабочим местом, поэтому деньгами рисковать должен кто-то другой. А значит, стартап нужно основывать на средства инвестора.
Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!
К тому же, поиск стартовых инвестиций — отличный способ проверить, что на самом деле думают о вашем начинании другие.
Многие могут из вежливости нахваливать вашу идею, но если они готовы вложиться финансово, значит, по-настоящему верят в ее перспективность. И если вы таких нашли, в будущее стартапа верите не только вы, а это уже хорошая заявка на успех.
Однажды Netflix договорился с Amazon об обмене клиентами. На тот момент Netflix отказался от продажи фильмов на DVD, а Amazon только начал этим заниматься.
Основатели Netflix договорились, что возле своих товаров поставят ссылки на Amazon, — для желающих купить диск. В свою очередь, Amazon будет сообщать на своем сайте, что диск можно взять в аренду на Netflix.
Учитывая, что Netflix тогда был малоизвестным стартапом, а Amazon — гигантом в сфере онлайн-продаж книг, сделка казалась выгодной. Вот только внешний вид такого нововведения никто не обсуждал.
В итоге основатели Netflix выполнили свою часть договоренности на совесть. А вот ссылки на сайте Amazon были такими мелкими и незаметными, что по ним никто не переходил.
Netflix отдавал им тысячи клиентов, а получал — сотни. Через несколько месяцев сотрудничество прекратили.
В день запуска Netflix основатели договорились про интервью со многими СМИ, в том числе самыми известными. Но начали с небольшой городской газеты.
— пишет Марк Рэндольф.
Потренировавшись на этой газете, он лучше сформулировал идею своего стартапа и морально настроился на атаку более «зубастых» журналистов.
Когда Netflix запускался, многие сотрудники работали по 10-12 часов в сутки. Марк Рэндольф иногда ночевал в офисе, а питался только баклажанной запеканкой из ресторана через дорогу.
Но если он чувствовал, что нужно проветриться и подумать, то садился на велосипед и вместо работы ехал кататься.
Так же делала его бизнес-партнер: она запросто могла пойти на маникюр в рабочее время.
И даже за несколько дней до запуска, когда со временем было совсем туго, Марк не отказался от традиции каждый вторник ужинать с женой.
Иметь возможность отдохнуть и переключиться — очень важно, считает он.
«Мы называли это здравым смыслом. Если уж мы собирались создать мощную компанию, нужно было мыслить ясно», — пишет Рэндольф в книге.
У фильма «Брама небесная» был оскароносный режиссер, оскароносный актер, хороший сценарий и бюджет в $50 млн. Но фильм стал одним из самых больших кассовых провалов Голливуда.
А у «Ведьмы из Блэр» был режиссер-новичок, актеры-аматоры, никакого сценария и бюджет в $50 тыс. Фильм собрал в прокате более $250 миллионов и стал одним из самых успешных по сборам.
Суть этих историй — никто ничего не знает.
Это работает не только с фильмами, но и с бизнесом. Никогда не знаешь, какая идея выстрелит, а какая окажется провальной. А значит, шанс стать многомиллиардной компанией есть у каждого стартапа. Как это произошло с Netflix.