В начале 2020 года мир заговорил о коронавирусе, который возник в китайской провинции Ухань. Жизнь во многих городах Китая замерла: люди почти не покидают дома, крупные бренды остановили продажи (среди них — Apple), закрылись кофейни Starbucks, гиганты автопрома Ford, Nissan, BMW и Volkswagen заявили о заморозке производства. Вирус уже влияет на глобальную экономику.
Человечество не впервые неожиданно сталкивается с эпидемиями и несет потери. Рассказываем, как чума и «испанка» повлияли на экономику, общество и бизнес.
«Черная смерть»: крестьяне и инновации
Во время эпидемий чумы, которые охватили Европу в XIV веке, погибло около трети населения континента. Как отмечает историк Паоло Маланима, численность снизилась с 94 до 68 млн человек.
Чаще всего болезнь поражала крестьян — самую незащищенную часть населения. Плодородные поля простаивали — их некому было обрабатывать. Пшеница подешевела. Снизилась миграция в города.
Выросла стоимость рабочей силы, а значит, и реальная заработная плата. Здоровые работники получали больше и впервые смогли копить деньги. После эпидемии это привело к усилению имущественного расслоения.
Позже наступил кризис феодализма — когда чума отступила, крестьяне уже почувствовали вкус лучшей жизни и не были готовы получать меньше. Если их пытались притеснять, они боролись за свои права. Следующей стала эпоха крестьянских восстаний.
Из-за роста затрат на рабочую силу многие пытались создать механизмы, заменяющие людей и упрощающие их труд. Развить сельское хозяйство помогло совершенствование плантажного плуга (он глубже вспахивает землю). С последствиями чумы связывают и изобретение печатного станка Иоганном Гутенбергом в 1445 году.
«Испанка»: война и мужская смертность
В марте 1918 года войсковой повар в Канзасе почувствовал недомогание. Он стал одной из первых жертв испанского гриппа. Вскоре за помощью обратились более тысячи солдат. Грипп свирепствовал до 1920 года, унеся жизни не менее 50 млн человек. Больше всего пострадали люди 20-40 лет — экономически активное население.
Болезнь чаще уносила жизни мужчин — из-за постоянного перемещения войск, окопной антисанитарии, тесного контакта с заболевшими на маленькой площади. Боевые действия и пандемия привели к развитию эмансипации в США. Женщины стали занимать некогда «мужские» должности и обретать финансовую независимость.
Свое название пандемия гриппа получила не из-за того, что возникла в Испании. В отличие от активных государств-участников Первой мировой эта страна не скрывала количество умерших от гриппа и заболевших. Поэтому казалось, что их там больше, чем в других странах.
Как замечают ученые из Гарварда Роберт Барро и Хосе Урсуа, именно в Испании во время эпидемии уровень ВВП на душу населения вырос, а не упал. В среднем же ВВП пострадавших государств снизился на 6,6%.

Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!
Атипичная пневмония: почему сейчас хуже
Атипичная пневмония — ближайший родственник коронавируса. Вспышка была впервые зафиксирована в Китае в 2003 году. За все время существования вируса им заразились 8 тыс. человек, умерли — почти 10%.
Экономика Китая в 2003 году только набирала обороты, поэтому влияние болезни сказалось не так сильно. Основной удар принял на себя ритейл. В первом квартале 2003 года чистая прибыль Gucci упала на 97%. Всего из-за вируса мировые рынки потеряли более $40 млрд.
Темпы экономического роста Китая в начале 2003 снизились на 2% (до 9,1%), однако уже к концу года пришли в норму. Коронавирус может оказать большее влияние на экономику, чем атипичная пневмония.
Связано это с тем, что во время эпидемии пневмонии на Китай еще не приходилась настолько большая доля мировой торговли и производства. Тогда экономика страны была шестой по величине в мире, а сейчас ее обходят только показатели США.
ВВП Китая в 2003 году составлял $1,6 трлн, а к началу 2020 — более $13 трлн. Кроме того, сейчас в стране представлено больше американских компаний (и многие из них временно покидают рынок). О закрытии заведений заявили Disney и McDonald's. Свою работу остановили магазины IKEA и Apple, а также офис Google.
Свиной грипп: Мексика и туристы
Пандемия гриппа H1N1 охватила Мексику и США весной 2009 года. Первую вспышку зафиксировали на свиной ферме в мексиканском штате Веракрус. При этом вирус существовал уже несколько месяцев, прежде чем Мексика признала проблему. О завершении эпидемии ВОЗ объявила в августе 2010 года.
Объемы международной торговли свининой во время эпидемии снизились на 11%. Из-за гриппа были закрыты школы, а экономически активное население массово отправляли в отпуска.
Больше всего пострадала туристическая сфера: заполненность отелей в период гриппа составила в среднем от 4% до 30%, тогда как в этот же период 2008 года равнялась 80%. Как только закрытые рестораны снова смогли работать, их продажи упали на 90%.
Авиакомпании и службы такси объявили, что продажи билетов на внутренние рейсы и поездки на такси сократились на 50%. Потери экономики были равны $2,8 млрд.
Эбола: африканская чума
От Эболы в первую очередь пострадала Африка (Либерия, Гвинея и Сьерра-Леоне): высокий уровень безработицы, падение инвестиционной привлекательности, проблемы с сельским хозяйством и туризмом, снижение объемов торговли, спад добывающей промышленности.
Кроме того, континент покинуло много квалифицированных сотрудников — они боялись заражения. Эпидемия ударила по бизнесу: в Либерии крупная горнодобывающая компания ArcelorMittal приостановила инвестиции в добычу железной руды во время эпидемии. Другой большой бизнес, China Union, тоже заморозил свою деятельность.
Экономические и социальные потери, по статистике The Journal of Infectious Diseases, составили $53 млрд.
От чего зависит масштаб эпидемий
Влияние эпидемий на экономику и другие сферы не может быть одинаковым. Как отмечает доктор медицинских наук и обладатель премии ВОЗ Набиль Кронфол, распространение эпидемий зависит от ряда факторов:

- какая группа населения больше подвержена эпидемии
- каким путем переносится болезнь
- в какой стране находится очаг и какое место эта страна занимает в мировой экономике
Общая черта всех новых вспышек — то, что к ним невозможно подготовиться. Они застают врасплох, и результат борьбы зависит не только от уровня медицины, но и от способности стран быстро реагировать на угрозу: объединяться для исследований и слаженно проводить карантин.
Экономическое влияние новой эпидемии сейчас тяжело оценить. Ущерб станет понятным только после того, как Китай справится с болезнью. Но уже сейчас ясно, что потери будут велики.
С крупными проблемами вновь столкнется ритейл. Аналитик Credit Suisse Майкл Бенетти считает, что больше всего пострадают бренды корпораций Estee Lauder и Nike — 17% их дохода составляют продажи в Китае.


Хотите получать дайджест статей?

