Сейчас рынок труда переживает не лучший период. Из-за карантина многие компании приостановили наём и уволили часть сотрудников. Если раньше соискатели выбирали, в какой компании хотят работать, то сейчас козыри в руках работодателя.
В прямом эфире подкаста «Умных любят» мы обсудили, как меняется рынок труда и чего ожидать в будущем. Полный выпуск смотрите по ссылке, а здесь публикуем несколько интересных мыслей.
«Раньше люди могли пассивно искать новую работу, а сейчас они ценят то, что имеют»
Аня Мазур, основательница карьерного портала Happy Monday
#1. Не скажу, что рынок полностью поменялся и принадлежит только работодателю.
Однозначно количество предложений упало — на разных площадках от 50% до 80%. Большая часть бизнеса перешла в состояние паралича, сдержанности и выживания, поэтому много вакансий заморозили.
Если смотреть на статистику Happy Monday, то в первую неделю карантина 20% работодателей, которые с нами работают, попросили закрыть вакансии. Со второй недели количество новых вакансий упало на 80%.
Но в то же время упали и отклики на вакансии. Люди держатся за свои рабочие места. Если раньше они могли пассивно искать новую работу, то сейчас ценят то, что имеют.
#2. Сейчас решения в компаниях принимаются моментально.
С одной стороны, бизнес старается сохранить тех, кто дорог. С другой — облегчить ношу там, где это возможно.
Если вы в зоне риска и видите, что в компании не все хорошо, то нужно быстро адаптироваться. Понять, на какие процессы можно повлиять, за что взять ответственность, где проявить инициативу.
Вам важно доказать, что вы нужны бизнесу. Если есть возможность освоить смежную профессию внутри своей компании, попробуйте. Если у вас есть работодатель, это еще не значит, что вы в условной стабильности. Сейчас никто не в стабильности. Поэтому нужно думать, как принести больше ценности бизнесу и сохранить работу.
«В кризис люди проявляются, какими они есть на самом деле»
Дарья Назаркина, HR Director в Ajax Systems
#1. Раньше многие работали по принципу «сегодня мне напишет рекрутер из Facebook — и я перееду в Дублин».
Текущие работодатели считались «временными историями» — к ним не привязывались и в них не вкладывались.
Сейчас этого нет. Такой вариант больше невозможен и не будет возможен еще долгое время. Теперь интересно наблюдать, как люди на это отреагируют: как это повлияет на их лояльность, эффективность и вовлеченность в компаниях, где они работают.
#2. Кризис усиливает многие процессы.
Если раньше вы были не нужны, то сейчас это стало заметно. Ведь решения под давлением принимаются по-другому.
Когда в компании все хорошо, вы думаете: «Хороший парень, вроде делает что-то полезное, пока не будем увольнять». А когда наступает кризис, и становится меньше ресурсов, вы точно знаете, кто генерит ценность, а кто нет.
Поэтому я считаю, что люди, которых уволили сейчас, — зачастую сотрудники, которых нужно было уволить давно. Просто тогда не было серьезных проблем.
#3. В кризис люди проявляются, какими они есть на самом деле.
В стрессовых ситуациях понятно, кто лидер, а кто растерялся. Кто умеет работать с командой, а кому сложно. Кто быстро принимает решения, а кто не очень.
Больше нельзя сказать: «Сорри, я имею право на ошибку». Сейчас ошибки фатальные. Потеря денег — это больше не эксперимент, когда мы посмеялись. Это чья-то зарплата, которую компания старается сохранить.
«На “удаленке” вы сами должны давать себе “подзатыльник”»
Артур Федоренко, основатель образовательной платформы для рекрутеров «Точка отбора», экс-Head of Recruiting and HR в Weblium
#1. В офисе у вас есть менеджер, который в любое время может спросить, готова ли работа. А на «удаленке» вы сами должны давать себе «подзатыльник», чтобы работать быстрее.
Поэтому если вы не самоорганизованный и не ответственный человек, работать удаленно вам будет сложнее. Это качество — одно из самых востребованных для современных сотрудников.
К тому же, дома в четырех стенах и перед монитором можно быстро выгореть. Поэтому важно быть самомотивированным. Люди, которые и до карантина к работе относились «так себе», на «удаленке» будут работать еще хуже.
Также важен вопрос тайм-менеджмента. Мы сейчас ускорились в Х раз. А если двигаемся быстрее, то и выполнять задачи нужно быстро. Если по скорости вы будете проседать, тогда, скорее всего, вас попросят из лодочки.
#2. Сейчас в топе специалисты, которые участвуют в онлайн-движении — доставка, онлайн-образование, интернет-магазины.
После карантина они также будут востребованными. Потому что это не просто время такое, а трансформация рынка в целом. Раньше маркет был офлайновым, а сейчас становится онлайновым. И нужно адаптироваться под эти условия.
«Паникеры в тонущей лодке меньше всего нужны»
Наталья Павлова, HR-директор Visa в СНГ и Юго-Восточной Европе
#1. Карантин поставил рынок труда на паузу — как со стороны соискателя, так и со стороны работодателя.
Малый и средний бизнес вынужден сокращать издержки и расставаться с частью сотрудников. Из-за этого на рынке образуется какое-то количество свободной рабочей силы. Это повлияет на общий баланс, когда мы выйдем работать после карантина.
При этом большая часть крупных компаний и международного бизнеса старается сохранить команду. Они могут урезать свои расходы, но более мягкими способами — оплачиваемые отпуска, сокращенная рабочая неделя, отказ от прежних «плюшек». В этих условиях сотрудники сами хотят переждать кризис вместе со своим работодателем и не рискуют что-то менять.
#2. В английском языке есть слово «resilience» — переводится как устойчивость, выносливость. Это один из наиболее ценных софт-скиллов для современных сотрудников. В сложной ситуации такой человек не опускает руки и не жалуется. Он сохраняет внутреннее спокойствие и ищет возможности. Паникеры в тонущей лодке меньше всего нужны.
Еще одно качество, на которое я бы обращала внимание, — это креативность и нешаблонное мышление. Умение искать новые подходы и решения, потому что мир уже изменился. Мы больше не будем играть по прежним правилам.
«Как только рынок начнет подниматься, опять будет нехватка людей»
Татьяна Пашкина, эксперт рынка труда
#1. Рынок труда — как поплавок. Сейчас он успешно перевернулся в рынок работодателя, но рано или поздно вернется к рынку соискателя.
Поэтому системный кризис, который есть с количеством и качеством кандидатов, никуда не денется. Пока рынок худ и несчастен, мы закрываем на это глаза. Но как только все начнет подниматься, опять будет нехватка людей.
#2. Писатель Саймон Синек хорошо сказал, что живое общение становится роскошью. В Америке уже пришли к тому, что богатые люди онлайн-врачам предпочитают личное общение с медиками.
Онлайн не заменит коммуникации вживую. Если в онлайне люди сработались, это не значит, что они сработаются офлайн. Когда люди вернутся в офис, они еще долго будут приглядываться и принюхиваться к новеньким. То, как человек пьет чай, ходит по офису — в онлайне этого не поймаешь.
«Невербалка» может рушить рабочие отношения. Вполне вероятно, что после карантина люди встретятся в офисе и банально не сработаются из-за каких-то мелочей.

