Большую часть человеческой истории предприятия производили продукцию там же, где ее продавали. Редко можно было импортировать деликатесы либо предметы роскоши — например, апельсины или китайский фарфор. К тому же обувь, мебель, фонографы производились в том количестве, в котором общество нуждалось в текущий момент.
До промышленной революции большинство товаров просто не перемещалось на длинные расстояния. Даже в начале ХХ века доставка международных грузов была проблематичной. Продукты подвозили к кораблю в деревянных ящиках или бочках, после чего работники порта вручную грузили их на корабль. Безусловно, такой способ был дорогим, медленным и небезопасным, ведь в пути товары часто повреждались.
Сейчас у каждого из нас есть доступ к любым товарам. При этом мы не спрашиваем себя, какое расстояние преодолела нужная вещь на пути к нам. По сути, мир превратился в огромный супермаркет. Но когда и почему все изменилось?
Человек, изменивший мир
В 1937 году Малкольм Маклин, обычный водитель грузовика, ожидает сутки в порту Ньюарка в США, наблюдая за работой грузчиков. Внезапно ему в голову приходит идея: а что, если поднять всю машину на корабль? Вернее, только кузов с товаром — без колес и кабины. Далее Малкольму понадобилось более 20 лет, чтобы воплотить эту задумку: скопить денег и купить большой танкер времен Второй мировой войны.
Маклин реализовал свою идею на судне под названием IDEAL X. Уже в 1956 году произошло событие, которое опередило глобализацию на многие десятилетия. Почти 60 контейнеров отправились на корабле из Ньюарка в Хьюстон. Как только судно прибыло, их тут же переместили на грузовики и доставили получателю в кратчайшие сроки.
Так произошло маленькое экономическое чудо. Если еще совсем недавно стоимость работ по погрузке-разгрузке 1 тонны товара доходила до $5,86 то в новом формате ее цена упала до 16 центов. То есть экономия в 36 раз!
Ни один другой вид транспорта не мог похвастаться такой быстрой и дешевой доставкой из точки А в точку Б, как грузовые суда. Сразу стало ясно, что за контейнерами — будущее мировых перевозок. Осталось только разработать универсальный стандарт. Им стал 20-футовый контейнер, в котором помещается:
- 2 легковые машины
- 168 автомобильных шин
- 4 тыс. обувных коробок
- 500 тыс. яиц
- или почти 10 тыс. бутылок вина
Но сами по себе железные ящики, перевозимые на больших кораблях, не смогли бы трансформировать экономику. Ее изменила интермодальность. Это идея, на которой построена вся логистика грузоперевозок.


Хотите получать дайджест статей?
Как только судно прибывает в порт назначения, его тут же разгружают краном, складывая контейнеры на грузовики. При этом сам товар не распаковывают. Цепочка простая: завод — поезд — судно — грузовик — магазин.
Параллельно с глобализацией росли и размеры судов. За последние 60 лет их вместительность увеличилась в 210 раз.
На начало 2022 года рекордсменом по количеству перевозимых контейнеров является судно OOCL Гонконг. Его длина составляет почти 400 метров. Если установить корабль вертикально, то он будет возвышаться даже над Эйфелевой башней. Такое судно может перевезти за один раз 21 413 контейнеров. Чтобы транспортировать его содержимое по земле, понадобится 10 тыс. грузовиков или 50 поездов общей длиной 2,5 км.
Как устроена международная сеть поставок
За последние 70 лет человечество полностью переосмыслило не только производственный процесс, но и географию мировой промышленности. Именно отсюда и «растут ноги» глобального кризиса поставок.
Когда та или иная компания вступает в гонку ценовой конкуренции, она готова практически на все, чтобы снизить собственные издержки. Даже если для этого придется перебазировать производство на другой конец света.
Крупные международные компании расширили зону своей деятельности настолько, что она охватывает почти всю планету. Шахты в Африке, заводы в Азии, импорт запчастей из Мексики, склады в США — это скромный перечень активов далеко не самой большой международной корпорации. Фактически уже не имело значения, где собирается конечный продукт, поскольку его легко доставят в любую точку мира.
Производители стали размещать свои заводы и фабрики в развивающихся странах, поскольку зарплата рабочих там была ниже и отсутствовало давление профсоюзов.
В итоге производство любого продукта обходилось намного дешевле. Его доставка потребителю становилась уже не такой дорогой на фоне этой колоссальной экономии.
Но что произойдет, если ВСЕ компании начнут расширять зону доставки
Вполне возможно, что образуется пробка в Суэцком канале.
12% мирового судоходства проходит через этот узкий канал. Почему? Это дешевле и быстрее, чем нарезать круги через Африку. Но если одно грузовое судно спровоцирует 6-дневную задержку трафика, то это обойдется мировой экономике примерно в $9,6 млрд. За один день!
Созданная и вроде бы исправно работающая система не так уж совершенна, как кажется. Более того, она скорее смахивает на башню Дженга. Стоит убрать лишь один из ее блоков — и она пошатнется.
А теперь представьте, что может случиться, если исчезнет сразу дюжина таких блоков? Масштаб проблемы будет куда серьезней.
Если сделать шаг назад и взглянуть на общую картину, становится понятно, что каждый этап имеет значение. Начиная с отправки контейнеров через Суэцкий канал — и заканчивая водителями грузовиков, которые везут товары к конечному потребителю. Если ничего не предпринимать — это обернется проблемами. Более того, корифеи индустрии даже предупреждают о неизбежном крахе системы. Вопрос лишь во времени.
В сентябре 2021 года несколько компаний по доставке грузов, которые насчитывают 65 млн рабочих транспортной инфраструктуры, в открытом письме на CNN заявили, что международная цепочка поставок начинает давать сбои. И виной тому — ограничение перемещений для непривитых граждан во время пандемии.
Доставка товаров стала очень востребованной — и давление на транспортников увеличилось. Вся эта ситуация довела многих моряков, водителей и работников авиакомпаний до ручки. Порты по всему миру были вынуждены неделями простаивать в ожидании товаров на миллиарды долларов, пока суда благополучно плавали в открытом море из-за отстающего графика поставок.
Если в ближайшее время мы не найдем решения существующего кризиса, это может привести к еще большей задержке доставки и дефициту товаров. Все, чего не хватает, сразу становится дороже. Инфляция будет расти, беспощадно повышая цены.
В 2020 году мы уже стали свидетелями роста цен на газ (42%), мебель (11%) и основные продукты питания (10%). Если система не приспособится — нас ожидает еще более серьезный кризис.
Мировая структура сама по себе неустойчива. А растущие темпы потребления и постоянные уловки со стороны компаний-производителей по снижению издержек только ускоряют приближение к критической точке.
Как потребителям перестать подкармливать кризис
«Проблемы с поставками, которые мы наблюдали в 2021 году, — это следствие наших завышенных требований. Покупатели хотят, чтобы все доставлялось как можно быстрее, что, в свою очередь, оказывает давление на всех участников сети поставок. Кроме того, потребители знают, что без проблем могут сделать возврат товара — это создает дополнительную нагрузку на систему».
— Дэниел Уолш, президент и главный исполнительный директор TRAC Intermodal, ведущего поставщика интермодального оборудования
Когда мы делаем возврат посылки через международную сеть поставок, то заставляем транспортировать товары в обе стороны, снова и снова.
От нас, потребителей, зависит, сколько будет таких «бессмысленных» перевозок. Прежде чем сделать заказ импульсивно, важно задуматься: нужен ли вам именно этот товар — или есть сомнения в цвете, размере и качестве. Только убедившись, что вещь подходит и вы не отправите ее обратно, стоит оформлять доставку.
Этот небольшой шаг кажется незначительным на фоне глобальных проблем. Однако он очень важен. При таком осознанном потреблении чрезмерная нагрузка на международные перевозки снизится, а их скорость и качество вырастут.
Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!


Хотите получать дайджест статей?

