Миллионы украинцев узнали, что такое война, не из фильмов и книг. Те, кто переехал в более безопасные регионы, начинают налаживать жизнь: ищут новую работу, отправляют резюме и договариваются о собеседованиях.
Но интервью — это стрессовое событие, а симптомы травматических состояний часто обостряются в стрессовых ситуациях. Поэтому собеседование может вызвать сильную эмоциональную реакцию у человека, столкнувшегося с войной.
Перед рекрутерами возникает вызов: как проводить собеседования во время войны? Как найти баланс между эмпатией и интересами компании? В каком формате давать фидбек и как отказывать в работе?
Разбирались вместе с:
Александрой Присташ, рекрутером в BotsCrew. Компания специализируется на разработке чат-ботов и голосовых помощников. Среди клиентов BotsCrew — Honda, Samsung и Mars. Опыт Саши в IT-рекрутинге — более трех лет, в гештальт-терапии — около семи лет.
Анной Меламед, HR-консультантом с 12+ лет опыта работы, сертифицированным коучем (WIAP, Germany) и консультантом по позитивной психотерапии.
Александра Присташ
Изменения в рекрутинге BotsCrew после начала войны
С началом войны мы в BotsCrew приостановили активный найм примерно на месяц — не было потребности в расширении команды. Офферы, которые мы отправили до войны, сохранили.
Первый месяц был шатким для бизнеса: важно было понять, как будут идти дела дальше. В это время наш отдел People Operations активно волонтерил, занимался координацией и поддержкой команды.
Однако март оказался самым прибыльным для компании за всю историю, потому уже в этом месяце к нам присоединились двое коллег. Активный рекрутинг начали возобновлять в апреле: подписали 5 новых контрактов и наняли 7 тиммейтов. Мы на 85–90% остаемся на украинском рынке и нанимаем в команду преимущественно украинцев — считаем это патриотически правильным.
Однако во время войны у нас уже был запрос от клиента на поиск разработчика за рубежом — для владельцев бизнеса важна безопасность и стабильное развитие компании. Поэтому мы параллельно работаем над:
- Расширением rescue team. Она состоит из специалистов, находящихся за границей (которые всегда смогут быть на связи).
- Наймом в Украине и разработкой критического сценария. На тот случай, если не будет электроэнергии или доступа к Сети, мы приобрели станции спутникового интернета Starlink.
Как изменились правила проведения собеседований
Всем сейчас труднее планировать и что-либо гарантировать. Поэтому важна прежде всего гибкость. Однажды я запланировала собеседование с кандидатом с восточной части Украины, где продолжаются интенсивные обстрелы. Он предупредил о возможности тревоги. Мы договорились: если будет воздушная тревога, перенесем разговор. Нужно быть готовым, что процесс собеседования может растянуться на несколько звонков (особенно если рекрутер находится в горячей точке), и это нормально.
Второй важный момент — small talks порой становятся не очень small. Сейчас я закладываю на HR-интервью больше времени, чем до войны: вместо привычных 30 минут разговор может занять 45–50.
В начале собеседования обязательно поинтересуйтесь состоянием кандидата: как он себя чувствует, в безопасности ли его близкие. Люди могут отвечать довольно формально и быть готовыми быстро переходить к интервью. Но иногда кандидату нужно поделиться своим состоянием. В этом случае не перебивайте человека, не пытайтесь успокоить его, поскорее закончить разговор и перейти к вопросам собеседования.
Как поддержать кандидата
Каждый переживает войну по-своему — и реакции могут быть разными: от слез до агрессии или ступора. Отнеситесь с пониманием к ситуации и сделайте все, чтобы между вами и кандидатом возникло доверие.
Если человек начинает плакать, не останавливайте его. Активно слушайте, не отвлекайтесь на телефон или CV кандидата и не давайте советов. Попытайтесь присоединиться к человеку эмоционально, но не скатываясь в чрезмерное сочувствие — это может еще больше раскачивать состояние кандидата. Не расспрашивайте, что человек чувствует, не начинайте рассказывать свою историю, словно конкурируя с ним.
Можно перенести звонок на время, когда кандидат будет чувствовать себя более стабильно. Если эмоциональное состояние человека нормализовалось, не стоит произносить фразы типа: «Хорошо, что ты уже успокоился, больше не нужно волноваться». Это может еще больше «закрыть» человека.
Команда BotsCrew
Что делать, если у кандидата во время интервью произошла паническая атака
Если вы наблюдаете хотя бы три из этих симптомов, это может свидетельствовать о ПА:
- сильный приступ паники и страха
- телесные симптомы — ускорение сердцебиения, затрудненное дыхание, одышка, дрожь в теле
- потеря критического мышления и способности реально оценивать ситуацию
Что делать в таком случае: спросите, есть ли с человеком в квартире кто-то, кто сможет его поддержать. Если человек один, скажите, что кандидат в безопасности, его жизни ничего не угрожает, а вы готовы оставаться на связи, сколько ему будет нужно.
Попросите кандидата заземлиться: найти опору, сесть, почувствовать ногами пол, облокотиться на спинку кресла. Попытайтесь перевести внимание человека на дыхание. Есть дыхательное упражнение в виде квадрата:
Как отказать кандидату, чтобы не сделать хуже
Как в мирное время, так и в период войны собеседования могут заканчиваться отказом, а не оффером. Мы не можем предугадать, что будет испытывать кандидат после отказа и то, как он его интерпретирует. Однако всегда можно подобрать максимально уместную форму, которая его поддержит, а не наоборот.
Причины отказа могут касаться хард-скилов или быть связанными с эмоциональным состоянием, из-за которого кандидат пока не может эффективно работать. В обоих случаях важно сохранить человечность и оставаться максимально честным.
Если вы отказываете человеку, потому что, на ваш взгляд, он не в ресурсе и не сможет быть продуктивным, — об этом нужно честно и осторожно сообщить. Например: «Ты классный специалист, мне понравилась наша коммуникация, но сейчас тебе может быть сложно сфокусироваться на работе и быть эффективным. Попробуй пока уделить себе внимание, возьми время для отдыха и восстановления. Я буду рада, если ты позже снова примешь участие в нашем отборе».
О заботе рекрутера о себе
Сейчас на рекрутеров падает большая ответственность: провести собеседование, оценить скилы, поддержать кандидата, не травмировав его, а также презентовать компанию.
Мы пропускаем сквозь себя много персональных историй, иногда непростых эмоционально. Рекрутеры и в мирное время много контактируют с людьми, а сейчас это происходит в режиме «х2». Следовательно, растут требования и ожидания от себя. Но должно быть наоборот: меньше требований к себе и больше заботы. А еще — больше понимания, что мы не способны менеджерить все без исключения и стабилизировать состояние кандидата при любых обстоятельствах.
Распределяйте рабочую нагрузку, касающуюся количества собеседований в день. Например, я до войны могла провести 5 прескринов в день, а сейчас провожу максимум 3. Это стоит также доносить до вашего менеджмента — чтобы «сверху» реально оценивали ваши возможности и не ожидали такой производительности, как до войны. Заботясь прежде всего о себе, вы сможете качественно проводить интервью и при необходимости поддерживать кандидата.
Анна Меламед
Как изменились правила проведения собеседований
Если кандидат (или рекрутер) находится в Украине (и в любое время может прозвучать сирена), нужно проговорить, что вы делаете в случае воздушной тревоги: прерываете ли разговор, или меняете локацию и продолжаете собеседование.
Также обратите внимание кандидата на изменения в трудовом законодательстве во время военного положения в Украине. Предупредите об условиях заключения трудового договора, отпусков и особенно о длительности рабочего времени, которое может быть существенно увеличено. Акцентируйте внимание на приоритетных целях компании во время военных действий.
Как поддержать кандидата
Чтобы оказывать эмоциональную поддержку кандидату, рекрутер должен быть в ресурсном состоянии. Об этом нужно заранее позаботиться и пройти хотя бы базовые курсы самоподдержки, научиться диагностировать состояния и реагировать в критических ситуациях.
Предоставление психологической помощи не входит в список задач hiring-менеджера. Но важно понимать, что происходит с человеком, уметь правильно реагировать на некоторые маркеры и поддерживать кандидата на базовом уровне.
Если рекрутер замечает, что человек теряет контроль на уровне тела (сбивается дыхание, появляются слезы, дрожит голос), нужно осторожно спросить, что происходит.
Например, начать со слов «Я заметила, что вы отреагировали на что-то…» и спросить: «Что сейчас с вами происходит? Как я могу вас поддержать? Можете ли вы продолжать разговор, если мы прервемся на пару минут?» Предложите сделать несколько глубоких вдохов-выдохов или выпить воды, чтобы вернуть человека к цели вашей встречи.
Каким бы травмирующим ни был опыт кандидата, работодатель должен держать фокус на главных целях собеседования. Задача — показать, что вы видите реакцию человека, поддержать его простыми действиями, дать возможность успокоиться и переключиться. Но у рекрутера точно нет задачи «спасать», углубляясь в сложные переживания.
Если у кандидата проявляются острые реакции, можно предложить отправить заранее подготовленный список организаций или контакты психологов, которые могут помочь человеку стабилизироваться. Но не настаивайте, чтобы кандидат обратился за помощью.


Хотите получать дайджест статей?
Что делать, если у кандидата во время интервью произошла паническая атака
Важно понимать, что не все эмоциональные реакции — это ПА. На собеседованиях люди часто волнуются, и это нормально. Поэтому по меньшей мере позаботьтесь о friendly и спокойной обстановке на собеседовании, чтобы не спровоцировать панику или страх.
ПА может быть как внезапной и краткосрочной, так и частью серьезного расстройства. Хорошо нормализуют состояние любые телесные упражнения: приседания, наклоны, сжатие и разжимание ладоней. Можно предложить вместе выполнить простое и быстрое упражнение. В таких ситуациях обязательно нужно спросить, может ли кандидат продолжать разговор.
Опять же, у рекрутера нет задачи ставить диагнозы или оказывать психологическую помощь, особенно если он не обладает такой квалификацией. Эмоциональная поддержка — да. Базовая помощь — да. Проявление понимания и эмпатии — да. Но углубляться в причины острых реакций и «терапевтировать» не нужно.
Как отказать кандидату, чтобы не сделать хуже
Прием на работу во время войны и в мирное время — вопрос эффективности бизнеса. Вполне нормально, что по опыту, компетенциям или личным качествам человек может не подойти. Желание поддержать кандидата в трудной ситуации не должно влиять на решение о найме.
Если вы отказываете кандидату, делайте это обоснованно, но не травматично. Предоставьте обратную связь в поддерживающей форме: поблагодарите за время и выполнение тестового, если оно было. Предоставьте рекомендации о том, какие качества или компетенции стоит улучшить. Можно дать советы по дальнейшему развитию в разных направлениях: от того, что исправить в резюме, до ссылок на курсы, где можно повысить квалификацию.


Хотите получать дайджест статей?

