Полгода назад в блоге LABA выходило 15 текстов в месяц. Сейчас — больше 60. Контент создают журналисты и переводчики из разных городов: Киева, Москвы, Минска, Стамбула. Руководит процессом выпускающий редактор Юля Дрынь.
Спросили у Юли, как удалось собрать удаленную команду авторов, что она ценит в журналистах и где брать идеи для материалов.
По образованию я журналист. Сначала попробовала себя на телевидении и радио, потом поняла, что работа с текстом нравится больше. Радио и телевизор люди могут слушать фоном, а текст точно читают осознанно.
Сейчас в рамках ОО «Онлайн-образование» я помогаю LABA популяризировать онлайн-обучение в Украине и мире.
В LABA я всегда занималась контентом. Сначала вела соцсети и писала книжные дайджесты, потом нашла себя в роли выпускающего редактора блога. Точнее всего мою функцию в проекте описали коллеги.
Недавно они поздравляли меня с днем рождения и назвали «мамой блога». Так и есть — я отвечаю за все тексты, которые у нас публикуются. И это мое хобби.
Мой типичный день — куча открытых переписок в мессенджерах и десятки статей. Даже звучит страшно. Но я люблю то, чем занимаюсь. Приятный бонус в том, что я постоянно обучаюсь.
Каждый наш текст — обязательно полезный. Поскольку я все вычитываю, ежедневно узнаю много новой информации. Это нереально расширяет кругозор.
За последние три месяца наш блог вырос в четыре раза. Это касается и команды, и количества текстов.
Всю работу выстраиваем удаленно. Наша редакция — это моя личная заслуга, которой очень горжусь. Для блога пишут авторы из Москвы, Минска, Стамбула, Киева и других городов Украины. Здорово, что получается собирать и интегрировать их культурный бэкграунд в тексты.
У нас есть возможность ездить в разные города на ивенты и готовить по ним конспекты. Мы находимся в Киеве, но наши пишущие руки — везде.
Сейчас команда блога — это 10 человек. Большую часть из них я нашла сама. В журналистике эффективнее искать авторов в команду не при помощи рекрутеров, а по знакомству.
Если классный журналист советует своих коллег, скорее всего, они тоже профессионалы. Меня такой подход редко подводит.
Мы планируем продолжать свой космический рост — растить блог, находить авторов из разных стран, искать новые форматы. Этим сейчас и занимаюсь.
На что обращаю внимание, выбирая автора:
1. Медиа, в которых публиковался. У каждого издания есть уровень, и если человек там размещался, он ему соответствует.
2. Тексты, которые он уже написал. Я прошу кандидатов выслать несколько материалов. С первого абзаца можно понять, твой ли это человек.
Так было с нашим основным обозревателем — Ханной Руденко. Помню, когда она написала, что хотела бы делать статьи для блога, я попросила прислать примеры текстов.
Прочла несколько предложений и сразу поняла — сработаемся.
Мы сотрудничаем уже больше года, считаю ее одним из самых опытных авторов.
Я не делаю акцент на личностных характеристиках. С первого знакомства в соцсетях их сложно определить. Только через месяц-два общения понятно, какой человек — открытый или закрытый, что им движет.
Оттолкнуть от потенциального кандидата может его фокус на деньгах. Например, когда обращаешься к автору с предложением писать для LABA, а он первым делом интересуется не ценностями проекта, а своим потенциальным гонораром.
Лично меня отпугивают такие люди. Их материальная мотивация больше, чем желание качественно выполнить задачу.
Не скажу, что я сразу прекращаю общаться с такими ребятами, но приятнее иметь дело с тем, кого больше всего заботит результат.
Важный показатель для меня — активность в соцсетях. Многие рекрутеры скажут, что это неправильный подход. Но когда речь идет о медиа, это важно.
Например, если у нас с потенциальным автором больше 20 общих друзей на Facebook, значит, он в тусовке.
Совет журналистам: прокачивайте личный бренд в соцсетях. Если понадобится комментарий эксперта или лидера мнений — больше шансов, что вам ответят.
Когда передо мной поставили задачу собрать удаленную команду, а потом еще и работать с ней, я испугалась. Мне казалось, команда должна физически находится в одном месте.
Думала, так гораздо проще коммуницировать и решать вопросы.
Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!
Сейчас все наши журналисты на удаленке, и трудностей в редакционном процессе не возникает. У нас есть договоренности, которые упрощают работу.
Например, мы стараемся быть на связи весь день. Если у меня или журналиста возникает вопрос, мы всегда можем его оперативно решить. Это занимает не больше времени, чем при живом общении в команде.
Можем списываться и поздно вечером. Если автор напишет мне в 12 ночи, я спокойно отреагирую. Правда, это бывает редко. К примеру, когда у журналиста утром интервью и ему нужно срочно что-то уточнить.
Мое личное правило — не решать задачи на выходных. С понедельника по пятницу на меня ежедневно падает много текстов. Каждый из них требует полного погружения. Это выматывает и морально, и физически.
Для меня выходные — время, когда я полностью отключаюсь от задач и перезагружаюсь. Расплата наступает в понедельник, когда приходится разгребать вопросы, которые накопились у команды за выходные.
Я не боюсь инвестировать свое время в новых авторов. Каким бы опытным ни был журналист, ему понадобится внимание редактора для адаптации. Нужно подсказать, как подстроить слог, настроить на формат издания.
Самый важный инструмент для меня — таск-менеджер Asana. Мы публикуем больше 60 текстов в месяц, около 20 материалов одновременно находятся в разработке. От идеи до публикации статья проходит этапы брифования, редактуры, верстки.
Контролировать этот процесс в голове невозможно и не нужно — для этого есть Asana.
Для общения с журналистами использую Telegram и Facebook Messenger.
Мы географически разбросаны и со многими авторами ни разу не виделись в реальной жизни. Но ребята на «удаленке» — тоже часть команды, мы стараемся поддерживать это единство.
Однажды записали на видео новогоднее поздравление для нашего удаленного журналиста и отправили ей подарок почтой. В этом месяце с ребятами из офиса побывали в Стамбуле.
Там живет наш обозреватель Саша Баглай — встретились с ней и провели вместе день. Такие штуки укрепляют отношения.
Поиск тем — боль многих контентщиков. На самом деле нет ничего сложного, просто нужно быть открытым к новому и постоянно искать.
Зайдите в профильные группы в соцсетях, где сидят эйчары, и почитайте, о чем они пишут, что у них болит. Каждый комментарий — готовая тема для материала.
Можно почитать западный интернет, посмотреть выступления спикеров на топовых конференциях. Там не обязательно будет готовая тема, но вы точно вдохновитесь и найдете зацепку для новой статьи.
Блог LABA — зеркало тематики наших курсов. Мы пишем про все, что интересно бизнесу, топ-менеджменту, специалистам в разных сферах. Делаем материалы про управление, маркетинг, обучение, мотивацию.
Это корпоративное медиа, которое доказывает экспертность нашей платформы.
Каждый материал — это рекомендации, лайфхаки, советы. Читатель понимает: здесь он получит то, что уже сегодня сможет применить в своем бизнесе или профессии.
Поэтому основная фишка наших материалов — прикладная полезность.
У нас нет строгой редакционной политики. Мы максимально свободны в формате, структуре, стиле изложения. Главное, чтобы текст был читабельным, понятным и применимым.
Мне не нравится википедийная подача, — когда одно предложение растянуто на 5 строк или написано так сложно, что хочется умереть не дойдя до конца.
Это запутывает — начинаешь читать, а к концу забываешь о чем речь.
Основное правило — ни одно высказывание в тексте не должно оставлять после себя вопросов. Прочитав статью, человек должен понять главную мысль.
Крутая штука — реальные кейсы из опыта экспертов. Чем больше их в тексте, тем лучше. Например, рассказываем про какой-то тренд. Вроде все понятно, но с конкретным примером станет еще понятнее.
Этот путь — непростой. От идеи до публикации проходит около недели.
1. Идея. Тему для текста придумываю я или предлагает журналист.
2. Бриф. Я прописываю вопросы для интервью или основные поинты для аналитического текста. Например, структуру, цель, формат, возможно — экспертов, у которых можно взять комментарии.
3. Написание материала. На этот этап журналисту нужно от двух дней до недели.
4. Редактура. Я вычитываю готовый текст и оставляю комментарии по улучшению. Текст снова возвращается журналисту, он вносит правки.
5. SEO-анализ. SEO-специалист дает рекомендации, как адаптировать текст к поисковикам.
6. Корректура. Литературный редактор еще раз вычитывает текст.
7. Верстка. Контент-менеджер оформляет текст в блоге.
Мы давно сотрудничаем с авторами, поэтому я хорошо знаю каждого. Кто-то силен в аналитике, кто-то — в ресёрче. Одни прекрасно берут интервью и раскрывают человека как личность, другие — как эксперта.
Поэтому когда появляются идеи для материалов, я сразу знаю, кому их раздать.
Есть авторы, которых могу совсем не брифовать, — просто бросаю тему и задаю направление. Я не сомневаюсь, что человек хорошо справится с задачей. Такие ребята — роскошь и счастье для редактора.
Больше всего меня мотивирует значимость того, чем я занимаюсь. Например, когда нам пишут, что целой компанией читают наш блог. Или зашли к нам на сайт и залипли там на два часа.
Значит, наша работа значима и приносит пользу другим. Это не может не мотивировать.
Я — романтик. Считаю, что таким людям очень повезло по жизни: мы не ищем вдохновения, оно находит нас само.
Меня может вдохновить обычный букет тюльпанов в красивой вазе, поездка в тот же Стамбул или ужин на летней террасе.
Я живу моментами, которые надолго откладываются в памяти.
В моем случае чужие правила продуктивности неэффективны. Например, для меня не работает «правило двух минут». Это когда нужно сразу же решать задачи, выполнение которых занимает до двух минут.
Если я буду переключаться насколько часто, ничего не успею.
Книга, которая больше всего впечатлила за последний год, — «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно» Майкла Микалко. Полезное пособие для тех, кто хочет работать в креативной сфере.
Автор доказывает, что генерить крутые идеи может каждый, и дает полезные советы, как развить свой потенциал.