Николай (Ник) Турчак — менеджер программ в Growing Energy Labs. Inc (Geli). Ранее работал над небольшими коммерческими проектами по установке систем распределенной генерации в Нью-Йорке — солнечная энергетика, когенерация, стационарные аккумуляторы.
Ник закончил Национальный авиационный университет в Киеве по специальности "Радиоэлектроника и телекоммуникации". Позже изучал Sustainability Management (управление устойчивым развитием) в Колумбийском университете Нью-Йорка.
До перехода в распределенную энергетику Ник создавал сложные программные решения для онлайн-рекламы и цифровых медиа.
Мы встретились в Киеве во время его небольшого путешествия по Украине. Обсудили популярность альтернативной энергетики за рубежом и узнали больше о солнечных электростанциях в Украине и их перспективах. Поговорили о жизни в Нью-Йорке, менталитете американцев, нетворкинге и книгах.
О себе
Кто я? Человек с планеты Земля — и это очень важно. Потому что, несмотря на все созданные нами суперструктуры, мы являемся частью этого гигантского "космического корабля".
Наша жизнь длится десятилетия, а Земли — миллионы лет. Поэтому нам нужно осознавать, что мы делаем и как влияем на нее. Многие ученые считают, что не так давно в истории планеты началась новая геологическая эпоха — антропоцен.
Наши предки жили во времена ледниковых периодов. Они зависели от прихода и ухода льда — климат был более изменчивым. Но после последнего потепления сравнительно мягкие погодные условия продлились дольше и позволили нам создать цивилизацию.
Последние 50 лет мы, безусловно, являемся силой планетарного масштаба. Основное проявление этого — изменение климата.
Сегодня мы живем с постоянным стремлением к развитию, в погоне за "еще", которое выражается в невыносимом ритме вечной занятости. И если бы у всех людей на Земле был уровень жизни среднего европейца, то ресурсов нашей планеты просто не хватило бы.
На самом деле большинство не осознает реальных масштабов и последствий нашего негативного воздействия на планетарные системы.
О важном решении
В Украине я сначала работал в компьютерном бизнесе — продавал технику ("хард"), потом больше вник в программное обеспечения ("софт"). Как и многие, я жил, в основном, удовлетворением собственных желаний и потребностей.
Но в какой-то момент во мне проснулось осознание: я — человек коллективного блага. Я понял, что хочу поменять сферу деятельности, заниматься тем, во что верю.
Что я сделал? Когда в 2009 году ударил кризис, стал активно рассматривать возможность переезда в Нью-Йорк и деятельности в сфере устойчивого развития. В 2010 меня пригласили работать в Нью-Йорк.
Об обучении в Колумбийском университете
Сразу получить первую работу в Нью-Йорке — очень непросто. Еще сложнее — сменить карьеру.
Я подался на несколько магистерских программ (при том, что у меня уже был киевский диплом магистра) и выбрал MS in Sustainability Management в Школе профессионального образования при Колумбийском университете в партнерстве с Институтом Земли.
Эта программа сделана наподобие Executive MBA — ориентирована на тех, кто уже попал в сферу управления устойчивым развитием, хочет систематизировать знания и повысить квалификацию. Большое внимание уделяется не только физической составляющей (энергия, мусор, парниковые газы), но и законодательной, финансовой, корпоративной и т. д.
В отличие от того же EMBA, где курс обучения довольно жестко прописан, в MSSM выбор курсов огромен. Можно получить достаточно узкоспециализированные знания. У каждого студента есть прикрепленный к нему академический куратор, который поможет подобрать курс индивидуально.
Я выбрал максимум курсов инженерной направленности. Дипломный проект можно было делать либо в команде по 7-8 человек, либо самостоятельно. В отличие от Украины, этот проект обязательно должен иметь практическую составляющую.
Я готовил проект вместе со студенткой из Австралии — про нашу работу написали в блоге Института Земли при Колумбийском Университете.
Почему? Дело в том, что, за редким исключением, вечерние курсы для работающих профессионалов были не такого хорошего качества, как курсы, ориентированные на студентов стационара (full-time). У меня появилась возможность учиться у профессоров с мировым именем, таких как Джеффри Сакс.
Что дало обучение:

Погружение в академическую языковую среду. Улучшение письменного языка, навыков общения, культуры обучения.

Интересные контакты в университете и доступ к его ресурсам: библиотека, закрытые данные, люди, мероприятия и т. д.

Сильная школа, доступ к ведущим специалистам, системное мышление.
Моя специальность — управление корпоративными изменениями в сфере устойчивого развития. Сразу могу сказать: этот карьерный путь сложен и зачастую неблагодарен.
Дело в том, что во многих корпорациях Sustainability существует просто для маркетинговых и имиджевых целей. Этот феномен в Америке емко называют greenwashing (дословно "промывание мозгов" на "зеленую" тему).
То есть компания пишет о своих "достижениях" пресс-релизы и рекламирует их на упаковках, но, по сути, это — мелочи, которые не влияют, а иногда даже мешают основному бизнесу. Есть действительно революционные игроки типа Patagonia, но таких немного.
Мне не хотелось быть причастным к "озеленению" репутации большого бизнеса. Я как инженер решил активно искать возможности, связанные с более прикладными вещами, а именно — мусором, энергоэффективностью и возобновляемыми источниками.
После нескольких месяцев фриланса я определился со сферой деятельности и пошел в энергетику. Мой преподаватель порекомендовал меня компании, которая занимается энергоэффективностью и распределенной генерацией в больших многоквартирных домах.
О батарейках и альтернативной энергетике
Сейчас я работаю в стартапе, который занимается управлением стационарными системами накопления энергии на основе аккумуляторных батарей — тех самых литий-ионных батареек, которые используются в электромобилях и телефонах. Эти системы состоят из тысяч маленьких элементов.
В них может храниться большое количество энергии, доступной для использования в нужные моменты. Например, когда нагрузка достигает пика или чтобы хранить дешевую энергию по "ночному тарифу" и расходовать ее днем.
Они не работают 24 часа 7 дней в неделю. Солнечные панели производят энергию только ясным днем. Если проплывает облако, их выдача может снизиться на 60-70 %.
Когда в электрической системе много генераторов из возобновляемых источников, ими нужно управлять. Ответ этому вызову — аккумуляция и быстрая выдача энергии для соответствия генерации и нагрузки.
Среди всех технологий накопления энергии в Украине больше всего заинтересовались идеей гидроаккумуляторных электростанций (ГАЭС). Это когда ночью дешевая энергия из атомных электростанций используется для поднятия воды в резервуар на возвышенность, чтобы днем спускать ее через турбину.
Это очень правильное решение для нашей страны, но у ГАЭС довольно слабая управляемость.
Альтернативная энергетика в Украине
История развития возобновляемой энергетики в Украине довольно интересная. Во время президентства Виктора Януковича приняли то, что называется "зеленый тариф".
Это очень выгодные условия для стимулирования производства энергии из возобновляемых источников. Наиболее перспективными выглядели большие солнечные электростанции.
Естественно, как и все в те времена, этот бизнес был отдан на откуп "правильным товарищам". В том же Крыму были построены огромные электростанции, над которыми сейчас Украина потеряла контроль.
Но "зеленый тариф" остался, и поэтому в Украине сейчас бум по установке как больших солнечных электростанций, так и маленьких на частных домах и предприятиях. Государство щедро платит за энергию, которая отдается обратно в сеть, и гарантирует выплаты до 2030 года.
Минус лишь в том, что у нас отсталая энергосистема, и если темпы развития солнечных электростанций сохранятся, то ей будет очень сложно принять большое количество такой энергии.
В Украине сейчас 1300 частных солнечных электростанций. Есть дома, которые работают только на солнечных батареях.
Несмотря на повышение тарифов, у нас довольно дешевые электроэнергия и газ. Поэтому сейчас выгоднее делать свою станцию максимально мощной, чтобы отдавать в сеть и получать за это деньги от государства.
В Германии похожая программа привела к установке сотен тысяч домовых солнечных электростанций с 2007 по 2012. И это при том, что эта страна севернее и норма производства энергии там меньше.
Еще солнечная энергетика вместе с аккумуляторными батареями предоставляет возможность получить энергетическую независимость. Если цель — жить на отшибе, то можно создать свою маленькую энергостанцию и не платить сумасшедшие деньги за подключение к сети ближайшего населенного пункта.
Выгодно или нет?
Энергоотрасль нужно реформировать по всему миру. Система не должна быть настолько централизованной.
В Украине неплохой потенциал и по солнцу, и по ветру, и по малым гидроэлектростанциям. Особенность возобновляемой энергетики в том, что нужно вложить много денег сразу и потихоньку возвращать их потом.
В Америке стимуляция солнечной энергетики происходит по другой формуле. Когда ты запускаешь солнечный проект, 30 % его стоимости можно списать с федеральных налогов. Если ты платишь меньше налогов, такая компенсация займет несколько лет, если много, как предприятие, то можно это сделать за год.
Почти все государства заинтересованы поощрять переход на возобновляемые источники. Сейчас происходит некое субсидирование технологии, чтобы она в будущем стала дешевле.
Уголь и газ нужно добывать и доставлять постоянно, а солнце и ветер — бесплатны.
Минус в том, что они не производят энергию круглосуточно. Но если таких генераторов будет достаточно, они будут разнесены по большой площади, то вместе с аккумулирующими станциями можно будет стабильно получать энергию 24 / 7 / 365.
На некоторых островах это уже произошло. Гавайи, т.е. все острова гавайского архипелага, к 2045 перейдут на 100% “чистую” энергию.
Об опасности угольной промышленности
К 2031 году в Европе закроется последняя угольная электростанция. Почему? Потому что это — угроза для здоровья, которая прямо влияет на среднюю продолжительность жизни.
Какие бы очистительные технологии не ставили, воздух загрязняется мелкой сажей — так называемыми твердыми примесями (particulate matter), а также вредными выбросами NOx, SOx и тяжелыми металлами (мышьяк, хром-6 и т. д.).
Переход с угля на газ улучшит жизнь людей.
Сейчас больше всего угля использует Польша — 76 %, и ее ждут непростые 14 лет перехода. А в энергостратегии Украины прописано уменьшение доли угля с 35 % сейчас до 13 % в 2035.
Уголь — это тупик. Акции компаний, которые занимаются только добычей этого полезного ископаемого, в прошлом году очень сильно упали. В США в этой сфере рост не ожидается, несмотря на заявления действующего президента.
Показатель по затраченной энергии на любой продукт у нас в 4,5-5 раз хуже, чем во Франции. Виной тому старые энергосети, высокие потери при передаче, несовершенное проектирование и пережитки прошлого.
Кроме того, газ лучше нагревает воздух и воду — использовать электричество для этого очень затратно.
О жизни в Нью-Йорке
Город Нью-Йорк похож на Вавилон — все люди очень разные. Указатели написаны большими буквами на двух языках — английском и испанском, и маленькими внизу перевод на корейский, русский, гаитянский креольский и китайский.
Если ты работаешь на правительство города Нью-Йорк, то просто обязан знать английский и испанский на разговорном уровне.
Иногда студенты из моей программы пишут, что хотят попасть в мою отрасль. Я назначаю встречи, консультирую в своей области.
В Нью-Йорке очень популярен нетворкинг. Есть сообщество meetup.com — там можно регистрироваться, знакомиться и заводить полезные связи.
Лично у меня адаптация к этому городу проходила постепенно. Я влился в американскую культуру достаточно просто.
Многое дала учеба — стал увереннее, начал больше общаться.
Мой дом сейчас в Нью-Йорке, но я немного устал от него. Там тяжело найти, например, место с задним двором.
Фото из личного архива Николая
Жизнь достаточно дорогая, хочется обосноваться немного дальше от города. Несмотря на то, что там воздух лучше, чем в наших городах, все равно чувствуешь напряжение, суету и выхлопные газы.
Когда мы с женой решили завести ребенка, то хотели для него лучшей среды обитания и, в какой-то мере, более здорового общества. Поэтому и переехали в Нью-Йорк.
Однако в США есть свои минусы — странная система здравоохранения, нездоровая пища, культы селебрити и супергероев, слишком большое количество огнестрельного оружия (не в Нью-Йорке, правда). Политически сейчас американцы более разделены, чем когда-либо.
Я пришел к выводу, что европейская и канадская модели построения общества мне более близки.
Пробовать делать то, что действительно хочешь. Добиваться. Ставить себя в ситуации, в которых ты не полностью уверен в себе. Fake it until you make it, как говорят в Америке.
Мы живем в интересное время. Нужно учиться адаптироваться, находить новые бизнес-модели, постоянно искать себя.
Хочешь уехать — уезжай, хочешь вернуться — возвращайся. Хочешь делать что-то новое — делай. Хочешь создавать что-то общественно полезное — бери и создавай. Только не стой на одном месте.
Книги, которые советую прочесть

Юваль Харари "Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня"

Донелла Медоуз "Азбука системного мышления"

Шефали Тсабари "Дети — зеркало нашего тайного «Я». Как на самом деле сделать счастливыми себя и своих детей".

