Сергей Коваленко — заместитель главы правления ATFBank, который входит в топ-5 банков Казахстана. Ранее — директор по развитию «Новой почты».
Сергей рассказал, что приобрел благодаря работе в «Новой почте», почему решил сменить страну и чем банковский бизнес в Казахстане отличается от украинского.
О переезде в Казахстан
Решение поменять страну далось нелегко. Во-первых, я до сих пор люблю компанию «Новая почта» — у нас были грандиозные планы на будущее развитие. Во-вторых, всегда непросто выходить из зоны комфорта. Ведь в Украине у меня уже была репутация, друзья, ниша в работе. Все это тормозило меня.
Причины, которые повлияли на решение, — это возможности. Одна из — расширить специфику работы и попробовать что-то новое.
Разница между Украиной и Казахстаном в культурных и бизнес-традициях достаточно существенная. Было нелегко, но я не могу сказать, что это была невыносимая мука. Просто новый этап. Каждый день — неожиданность и возможность научиться чему-то.
Твоя функциональность улучшается. Ты можешь принимать решения быстрее. Обмениваться опытом с сотрудниками из других стран, с других рынков.
Мир меняется, и страна становится условностью. Мы все предполагаем, что это стабильный институт, но в целом — это пережиток прошлого. Вопрос «откуда ты приехал?» больше не стоит. Людей интересует, кто ты и что ты можешь сделать полезного. Языковые барьеры стираются. Ты становишься просто жителем планеты.
О «Новой почте»
«Новая почта» — короткий промежуток моей карьеры. Но эта краткосрочность является главным сожалением. Я попал в компанию, которая была «на ходу»: с хорошими результатами, амбициями, планами развития. Мне нравилось, что собственники и управляющие хотят большего, еще более динамичного развития. Мы многое запланировали вместе. И мне жаль, что я не остался с компанией на этом этапе развития. Но я благодарен «Новой почте» за уроки, которые получил.
Первый — я понял, что такое сервис. Есть известная поговорка: точка зрения зависит от точки сидения. Всегда смотрел на сервис компании со стороны обывателя и пользователя. Но в «Новой почте» взглянул на все изнутри. И с тех пор являюсь фанатом качественного и крутого сервиса.
Говорят, что сервис подобен хорошей актерской игре. Мы наслаждаемся спектаклем, пока игра хороша. Но как только что-то идет не так, сразу замечаем все недостатки и минусы. Сервис — комплексная составляющая. Всегда взгляд с высоты. Это правильные рельсы, пересечения и взаимодействия между людьми. Сотрудники компании — это вагоны, которые не поедут, если не захотят, даже по идеальной железной дороге бизнеса.
Второй урок — несмотря на величину системы, результат определяют вовлеченные люди. Вопрос системности не стоит, когда есть активные сотрудники, желающие работать над одной целью и идеей.
У меня был большой опыт работы в государственном секторе, о котором я всегда умалчивал. Это был тяжелый период. Я, человек из бизнеса, попал в госсектор и почувствовал полную беспомощность перед бюрократической машиной и специально обученными людьми. Тогда мне казалось, что большие системы развернуть невозможно. Но после работы в «Новой почте» поверил, что возможно многое.
О поиске сотрудников
Я далёк от мысли, что можно воспитать в людях определенные качества. Это всегда о внутреннем состоянии человека. Об общекультурном состоянии страны. Задача управляющего, HR, владельца бизнеса — правильно настроить подбор кадров, а не менять людей под свою компанию, если по-разному понимаете сервис и смотрите на развитие компании.
Первое правило — правильные люди притягивают правильных людей.
HR должен четко чувствовать ритм бизнеса и позицию компании. Когда появляется разрыв между ожиданиями управляющего и HR, происходит конфликт. Идеология владельцев бизнеса и команды должна совпадать. Это золотое правило, которое всегда работает.
Второе — это фильтры. Определенный чек-лист критериев для отбора сотрудников. Я часто слышу жалобы на то, что у нас ограничения на позиции по образованию, опыту. Многие считают это ущемлением и начинают оспаривать.
Но это как с распределением Гаусса. Понятно, что есть отклонения от определенного массового поведения. Но старые определенные критерии, которые вы четко можете охарактеризовать, описать и пересказать своей маме, — хороши для компании.
Да, иногда такие фильтры могут «отбросить» человека, который мог бы идеально подойти для компании. Зато на больших числах они срабатывают как часы.
Третье — это социальные сети. Легкий чек в инстаграме или фейсбуке помогает узнать человека. Понять степень его адекватности и взгляд на мир.
Чем банковский бизнес в Казахстане отличается от украинского
Есть три главных момента.

совершенно разная репутация банков в Украине и Казахстане. Здесь банки пользуются большей репутацией среди населения и бизнеса, чем в Украине

система регулирования банковского сектора в Казахстане более жесткая и структурированная. С точки зрения страны, это верное развитие

здесь развита государственная поддержка малого и среднего бизнеса и приоритетных отраслей через банки, есть программы, которые позволяют бизнесу получить займ по ставке в два-три раза ниже рыночной
Но, с точки зрения IT и продвинутости банков, Украина впереди. Украинские банки научились выживать в условиях турбулентности, девальвации и всего остального. Казахстанский рынок только учится этому.
Банковский рынок в Казахстане не был настолько конкурентен до недавнего времени. Структура экономики страны несколько отличается от украинской: в Казахстане превалируют крупные государственные компании, конгломераты. Это влияет на сервисные компании и банки. Но последние несколько лет банковский сектор активно развивается. И это хорошо.
О распоряжении личных финансов
Все зависит от структуры расходов. Есть соотношение, которое американцы используют в обучении финансовой грамотности: у тебя есть текущие расходы — личные и семейные (бюджет), на развлечения (рок-концерты, серфинг), форс-мажоры (медицина), накопления (10% от заработка).
Если человек не может отложить часть денег на хобби, медицинские форс-мажоры и при этом иметь накопления, тогда вопрос инвестирования не стоит в принципе. Речь идет о сохранении денежных средств либо в локальной валюте, либо в международной.
О слабых местах в бизнесе
Первое — это непоследовательность. И это самый страшный грех. Понятность, непрерывность стратегий и действий имеют огромное значение. Но мы часто игнорируем это и совершаем большую ошибку.
Второе — отрицание теории как чего-то важного. У нас принято, что практика — это все, а теория — ничто.
Это удивительным образом сочетается в людях, которые заканчивали университеты, получали образование в международных вузах. Но когда дело доходит до принятия решений, мы склонны доверять практическому опыту, игнорируя теорию.
Это как строить дом: ты не можешь положить крышу, если не выстроил фундамент.
Третье — нелюбовь к цифрам. Я фанат вычислений и всегда привожу в пример фильм «Человек, который изменил все». Он показательный в том плане, что цифры имеют фундаментальное значение. Конечно, в каждом есть авантюризм, и часто мы принимаем решение в условиях недостаточной информации. Но полное игнорирование цифр — это слабая сторона бизнеса.
Четвертое — HR. Почему-то роль управляющего персоналом недооценивается. Мы не думаем о внутренней мотивации людей, настроении сотрудников. А это важно для развития бизнеса.
Пятое — у нас считают, что ошибаться плохо. Поэтому некоторые сотрудники многое замалчивают. Прячут свои промахи и боятся прийти ко мне, чтобы все обсудить.
О мотивации сотрудников
Прозрачность
Я стараюсь рассказывать своей команде обо всем. Верю, что люди принимают решения, исходя из доступной информации.
Соответственно, чем больше знаний о целях, процессах, тем лучше принимаются решения. Поэтому я стараюсь быть максимально открытым и прозрачным в отношении наших планов и развитии компании. Часто намеренно устраиваю кросс-совещания. Мы обсуждаем вопрос с одним департаментом, но присутствуют на встрече и другие сотрудники. Я убежден, что рано или поздно им пригодится такая информация, и мы сможем избежать непонимания.

Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!
Присутствие
У меня есть несколько ролей на работе. Одна из них — в живом режиме работаю вместе с остальными сотрудниками. и есть роль директора, начальника, когда я принимаю решения. Но роль «я вместе с вами» важна для сотрудников и компании. Я считаю, что нужно принимать участие в любых вопросах. Присутствовать в коллективе и вместе решать проблемы необходимо.
Открытый доступ к зарплатам
Все должно быть просчитано и оценено. Люди должны знать, как их оценивают и почему. Прозрачность оценки работ важна. Пусть сотрудники знают, кто в этом месяце красавчик и получил больше бонусов, а кто нет.
Обратная связь
Важно публично давать обратную связь о работе сотрудников. Как негативную, так и позитивную оценку мы обсуждаем с командой. Коллеги понимают, что именно я оцениваю негативно и больше не допускают такие ошибки в своей работе.
Верить самому себе
Заряжая всех вокруг своей верой, можно найти верных единомышленников и последователей.
О тайм-менеджменте и стрессе
Я использую систему GTD и матрицу Эйзенхауэра. И всегда учитываю третий фактор, который называется «внезапно».
Я пользуюсь программой Omnifocus, которая помогает мне не столько в планировании, сколько в разгрузке мозгов. Мне важно не переживать о чем-то, а выгрузить все дела в один ресурс и быть спокойным. Матрица помогает в огромном потоке информации и принятых решений выстроить фокус.
Стресс присутствует в жизни каждого человека. И, если он появился, ты с ним уже ничего не сделаешь. Нужно просто переключиться. Мне в этом помогает спорт. Когда ты уставший бежишь на пульсе 160, организм понимает, что тебе уже не до стресса. Спорт здорово разгружает, перезагружает и освобождает голову от лишних мыслей.
Три книги, которые советую прочесть

«Хомо Сапиенс», Юваль Ной Харари

«Ружья, микробы и сталь», Джаред Даймонд

«Экономист на диване», Стивен Ландсбург

