«Делать то, чего никогда никто не делал», — написано в профиле Олега Брагинского в LinkedIn. Его страница в этой соцсети — одна из самых популярных в мире.
Олег был директором по процессам «Альфа-Банка», одного из крупнейших частных банков СНГ (20 000 сотрудников). Теперь развивает собственное бюро траблшутинга — решает деловые проблемы крупных клиентов.
Благодаря навыкам скорочтения читает книгу за час. Ежедневно отжимается 1000 раз. Пишет сотни статей, создает подкасты об эффективности… Этот список можно продолжать бесконечно.
Мы поговорили с Олегом Брагинским о навыках, которые необходимы в современном мире.
Выяснили, как ему удается все успевать - запускать масштабные бизнес-проекты, уделять время семье, заниматься спортом и хобби. По сути - вести такую жизнь, которую многие обещают себе начать «с понедельника».
О себе
Кто я? Беспокойный человек, который считает: все, что можно улучшить, нужно улучшить.
«Гений эффективности» — литературный оборот. Лестный, но вряд ли я вправе на него рассчитывать. Есть много людей, которые достигли важного в своей жизни.
Мне из окна виден памятник Лермонтову, который умер в 26 лет. Но оставил после себя столько, что мне и не снилось. Кто «гений эффективности» — я или он? Конечно он.
Есть достижения, которыми горжусь. Например, ежедневно пишу статьи, набирающие от десяти тысяч просмотров. За последние два года опубликовал два миллиона символов. Это как два тома «Войны и мира».
Физически страдаю, когда вижу неаккуратность, неточность. Хочется подойти и исправить. Близкие называют меня «комсомольцем». Часто в аэропорту или в дороге кому-то помогаю, перевожу с одного языка на другой или подсказываю как поступить.
Ежедневно бегаю десять километров и плаваю два. Отжимаюсь тысячу раз. Читаю книгу. Три книги в неделю рецензирую в фейсбуке. Каждые три дня даю интервью и подкаст. И это все помимо основной жизни.
Многие удивляются, как быстро я читаю. Но есть люди, которые читают быстрее, набирают текст шустрее, чем я. С одной стороны, многие смотрят на меня и говорят, что я успеваю больше других.
С другой — понимаю, что кто-то значительно превосходит меня в каждом навыке. Расслабляться не получается.
Меня окружают люди, которые вдохновляют. Больше всего — Махатма Ганди. Человек, которому ничто не предвещало стать великим. Он сделал большие, значимые вещи. Для меня жизнь — возможность сделать нечто большое.
Когда люди говорят, что хотят купить машину, квартиру, растить детей, я думаю, что у меня все это уже есть. Существуют более значимые вещи. Можно влиять на судьбу поселка, города, страны. Я хочу влиять на мир.
Образ жизни
Многие думают, что мой образ — построение личного бренда. Попытка выделиться. Скажу высокопарно: играю в таком диапазоне, где выделяться не нужно.
Когда захотел стать в LinkedIn номер один, потратил 90 дней на 763 эксперимента. И в сети с 460 миллионами пользователей стал наиболее просматриваемым на планете. Это планетарные вещи, здесь не до соревнований с собой.
Те, кто не знаком со мной лично, считают меня роботом. Полагают, что днями занимаюсь самосовершенствованием. Эффективность — сделать рутинную работу и заниматься тем, что любишь.
Каждую субботу и воскресенье читаю лекцию будущим траблшутерам по десять часов. До этого должен утром проснуться и прочесть книгу. А вечером прийти домой и ответить на сотни писем.
Иногда думаю, что мог бы не читать книг, не отвечать на письма. Но загнал себя в рамки. Понимаю, что каждый день люди ждут от меня ответов. Не удается пренебрегать своими обязанностями. Приходится выполнять.
Жизненный опыт
Жизнь показывает, что сверхусилия дают сверхрезультат. Мама преподавала русский язык и литературу. Научила бегло читать.
Дома была великолепная библиотека классики, и я прочел ее до седьмого класса. С мамой, играя, цитировали писателей и поэтов, имитировали их стиль. Я писал, как Цветаева, Лермонтов, Пушкин.
В жизни было несколько моментов, которые меня «перековали». Когда перешел в четвертый класс, оказалось, что не умею подтягиваться. Это настолько шокировало, что стал учиться этому упраженению, работать над собой.
В классе восьмом поступил в заочную школу «Квант» при МГУ. Получив учебники, был удивлен: они оказались на голову сложнее, чем в общеобразовательной школе. Но я справился.
Было тяжело поступать в КПИ. Приехал из города с населением в пять тысяч человек. Многие однокурсники заканчивали физмат, уже были программистами. Им было легче. Поэтому учился больше всех.
К счастью, в общежитии жил в одной комнате с парнем из Шри-Ланки. И днем учился со всеми, а вечером ходил на дополнительные занятия для иностранцев.
О медленной жизни
Осознанность и медленная жизнь — это неплохо. Только обратите внимание: есть две крайности. Усердные и те, кто оправдываются, что в спокойном ритме жить комфортнее. Кто занимается slow-life, им гордиться нечем. Не всем, но большинству.
Когда нужно очистить мозги, бегу. Без музыки. В тишине. Этот период для меня — время медитации. Есть масса моментов, когда можно что-то делать и ни о чем не думать. Но специально выделять для этого время — кощунство. Молодость, здоровье слишком ценны, чтобы их терять.
Я фанат гор. Был в базовых лагерях всех восьмитысячников. И все горы Советского союза я прошел. Просто идти по вершинам, смотреть по сторонам — лучшая медитация. Для этого не обязательно сидеть и ничего не делать.
Для меня отдых — смена деятельности. Чтобы отжаться от ста раз, нужно входить в полутрансовое состояние. Забыть о мышцах, крепатуре. Просто отжиматься.
О зоне комфорта
Читаю все книги про выход из зоны комфорта. Но что значит выйти из зоны комфорта? 90% людей, которые живут за пределами больших городов, живут не в зоне комфорта.
Моя бабушка жила в Черкасской области, и до 70 лет у нее не было ни газа, ни горячей воды. Кто ей может рассказать про зону комфорта? В 25 лет я приезжал к ней на джипе с мобильным телефоном, колол дрова и носил ведрами воду.
Книги про выход из зоны комфорта продаются огромными тиражами. Но там в каждом абзаце — вода. Нет интересных мыслей. А как продаются книги про сценическую речь, хорошие манеры, правила сочетания цветов в одежде? Слабо, потому что их не раскручивают.
Все разговоры о зоне комфорта от лукавого. Это как угги: рассказали сладкую историю, мы в нее поверили и стали носить. Хотя ведь на самом деле — они некрасивые.
Время и режим
Даю себе время — 30 минут, чтобы написать статью. И если не закончу вовремя — издание выйдет без меня. Пишу на адреналине и успеваю. Это же касается прочтения книги за час и так далее.
У меня есть план, по которому двигаюсь. Другие «вылизывают» статью два дня, я такого позволить себе не могу.
Времени не чувствую. Я жесткий противник режима. Знаю, что нужно ложиться и обедать в одно время. Но когда могу, слежу за желанием организма. У меня нет режима, я не фанатичен. Не люблю просыпаться по будильнику, но если звонит — встаю моментально.
Далее — отжимаюсь. Просматриваю список дел. Иду чистить зубы со специальной процедурой: напрягаю пресс, стоя в полуприседе. Это такая мини-тренировка. А дальше все, как обычно — бритье, душ...
Как восстанавливаюсь? Не поверите. У меня внутри вечный двигатель. Не хочется отдыхать. Хочу делать все, как в последний раз. Стараюсь выкладываться в каждом действии.
Когда вы рано утром прыгаете с большого рифа в океан, высока вероятность, что там будет большая белая акула. Возникает ли идея не прыгать? Нет. Лучше жить сейчас, интересно. А что будет, то будет.
Это не про фатализм. Это о том, что нужно вкладываться в каждую секунду.
О балансе личной жизни и работы
Все близкие знают, чем я занимаюсь. Я согласовываю с любимым человеком календари. Договариваюсь, когда она работает и когда я занят. Тактично объясняю, что нужно внести в календарь время и дату, когда планируем пойти на мюзикл или в театр.
Если мне говорят, что я нужен, тут же бросаю работу, какой бы важной она ни была. Иногда ночью ложусь в кровать, а после встаю через час и продолжаю работать. Моей семье нужен живой, теплый человек, а не робот, который руку поднимает по команде.
О планировании и технологиях
Хотя я айтишник по первому образованию, гаджеты ненавижу. Считаю, что это поводок.
Когда работал в крупной международной компании во Франкфурте, меня спросили, что мне нужно для работы. Предложили ноутбук, переносной принтер и пейджер. Я выбрал только ноутбук. Потому что все остальное я могу сделать через других людей.
Делаю все, чтобы быть автономным. Много раз оказывался за границей без ничего. И понял, что человек в чужой стране, не зная языка, без денег и документов, — никто. А для меня важно выжить. Быть кем-то. Поэтому готов быть без всего, но с желанием заработать и выжить.
План на день пишу в обычном блокноте пятикопеечной ручкой. Не пользуюсь специальными системами повышения продуктивности. Зачем усложнять?
У меня есть друзья, которые могут заявить: «Сегодня не бегаю - кроссовки не те». Я думаю: стоп. Я способен бегать в двухкопеечной футболке и шортах. Не хочу быть заложником крутых очков для плавания. Хочу в любую секунду действовать без оговорок.
О перспективах и конкурентоспособности
Машины будут говорить, какие таблетки принимать. Как одеваться. Будут платить зарплату. Мы попадем в мир утопии. Многие профессии будут не нужны. Я это понимаю. Поэтому хочу повлиять на систему образования.
Хочу, чтобы люди осваивали важные навыки и оставались востребованными.
Мне удалось за двадцать лет карьеры побывать на тринадцати директорских должностях. Безопасность, риски, интернет-технологии, розничный бизнес, колл-центр и так далее. Понял, что полтора года хватает, чтобы освоить навык.
Конкурентен тот, у кого больше навыков. Поэтому открыл “Школу траблшутеров” и запускаю курс на платформе LABA о навыках, которые важны в современном мире.
О навыках
Обучаю людей быстро писать, читать, считать, запоминать. Делюсь знаниями об этикете, алгоритмах, больших данных, провокациях, мотивациях, самообороне и так далее.
Какие навыки важны сегодня? Первый — слепая печать. Усвоив навык, сможете писать текст в пять раз быстрее, чем обычный человек. Это позволит обходиться без помощников, ассистентов и никому ничего не объяснять. Сможете конспектировать все в режиме реального времени.
Я могу разговаривать с вами и записывать наш разговор за обоих. Вы можете писать статью и не отвлекаться на клавиши. Это сравнимо с тем, как падает капля. Раз — и текст написан.
Второй навык — скорочтение. Многие высокомерно считают, что быстро набирают и быстро читают. Как-то мне показали девушку в кафе «Дзвоны» возле гостиницы «Салют» в Киеве, которая прочла при мне 170 тысяч символов за минуту. Она способна прочесть книгу за две-три минуты. Когда задаешь ей вопросы по книге, она абсолютно точно отвечает.
Вот это я называю быстрым чтением.
Третий навык — стенография. Умение записывать в режиме разговора. У меня есть вебинары на эту тему. Все навыки — базовые. Как уметь ходить, говорить по телефону, водить машину.
Когда я несколько лет назад делился своими планами по развитию школы, надо мной смеялись. Но вот, пожалуйста, все получилось.
О переменах и их пользе
Люди боятся меняться, и для этого есть много причин. Первая — самодовольство.
Однажды был у стоматолога. И врач сказала: у вас здоровые зубы, но несколько кривые. Какое-то время я с этим пожил, а после решил корректировать. Стал носить капы — пластиковые скобы для зубов на ночь. Но как только сделал правильный прикус, стал замечать, что у многих людей прикус жуткий.
Поэтому самосовершенствование — знать, что в тебе не так, понимать, как это исправить и совершенствоваться с решимостью.
Доли процентов отличают великого человека от обычного. Великую компанию от среднестатистической. Пропасть нельзя перепрыгнуть на 99 %. Вы либо перепрыгнули, либо упали.
Когда люди взбираются на Эверест, они знают, что это опасно. Но когда строят бизнес, они уверены, что им повезет. Не повезет. Есть те, кто совершенствуется, а есть все остальные.
Мы все время хотим создать стартап, продать его за миллиарды. Но обычных мозгов для этого не хватает. Большинству людей, которые приходят ко мне и показывают стартапы, нужно сперва научиться правильно стричься, одеваться, а после приходить и просить деньги.
Но каждый считает, что он гениален и его проект уникален. Самосовершенствование начинается, когда понимаешь: чтобы взобраться на пирамиду, нужно сражаться.
Самосовершенствование начинается из-за беспокойства. Мы все не желаем знать, что бездарны и ленивы. Мы хотим быть лучше. Но редко что-то для этого делаем.
О критике
Выступаю на конференциях, пишу статьи. Находятся люди, которые говорят, что я не сказал ничего нового. Думаю: неужели ничего нового? Ведь столько читаю, столько работаю. Но все равно будут те, кто критикует.
«Школа траблшутеров»
После каждой статьи получаю массу писем, в которых меня умножают на ноль. Это часть моей жизни. И парадокс: большинство людей, которые советуют, из себя ничего не представляют.
Любимые книги

Моя любимая книга. Короткое произведение, в котором каждая фраза по-буддистски глубока. Например: «Война — путь обмана». Могу об этом думать вечно. Или: «В негибком планировании нет победы». Ведь правда — однажды сделанный план со временем станет неактуальным.

Книга содержит большое количество описаний, как ничем не примечательные люди стали великими. Это книга примеров. Систематически занимаясь чем-то, люди достигали невероятных высот.

Учебник невероятного коварства и вероломства. Кажется, что в жизни так не бывает, что так не поступают. Но, к сожалению, у меня был опыт работы в разных организациях, странах. Видел разное.

В Индии был многократно, вел проекты в этой стране. Книга глубока пониманием менталитета. Понимаю, о чем думал автор и как рассуждают герои. Для меня они выпуклые, а не абстрактные.

Акио Морита — человек, создавший компанию SONY. За жизнь успел пройти путь от изготовителя вермишели до главы компании, продукцию о которой мечтают. Он пишет, что когда-то японские товары были хуже китайских. Компания пыталась сделать надпись SONY и «made in Japan» как можно меньше. Потому что это гарантировало плохие продажи. Прошло время, и компания стала символом качества.


Хотите получать дайджест статей?

