Юрий Шиляев — организатор и экс-руководитель корпоративного университета Wargaming, разработчика World of Tanks. Компания — один из крупнейших мировых издателей игр с аудиторей 130 миллионов пользователей.
Юрий рассказывает о создании корпоративного вуза и подходах к образованию, которые выгодны бизнесу.
О создании корпоративного университета
Мировые компании создают собственные закрытые вузы с 1970–80-х годов. Первые учебные заведения появились в компаниях Disney, Toyota, Motorola, Nissan. Тогда их бизнес стремительно рос, новый штат нуждался в обучении.
Аналогичная задача в 2013 году встала перед минским офисом Wargaming. Штат в 800 сотрудников быстро расширялся — сейчас в минском офисе компании работает две тысячи человек.
Когда меня пригласили на работу в Wargaming, была поставлена задача: создать систему обучения, выровнять и сформировать управленческую культуру в компании.
По данным показателей доходности я определил, что на тысячу сотрудников требуется 4–5 специалистов по обучению. То есть на офис из 200 человек нужен один специалист.
Нет четких правил организации корпоративного университета. Это не учебное заведение с аккредитацией. Главное здесь — решать задачи компании. Чтобы сделать свой вуз при Wargaming, мы пользовались наработками и рекомендациями крупных мировых брендов.
Например, внедрили практику action learning. Это формат организации групповой работы. Его задача — собрать менеджеров для обсуждения актуальных проблем и проектов и сообща найти решение.
Формат используется уже полвека, получил много разных названий, но мало где применяется. Однако в Wargaming University это уже полноценная часть ряда образовательных программ.
В 2015 году мы начали готовить внутренних тренеров в компании.
Всем хорошо — эксперты делятся опытом, а их коллеги обучаются через лекции и тренинги.
О форматах обучения
Формат зависит от задачи, которую ставит компания, и от природы знаний/навыков, которые требуется передать.
Задачи компании я делю на три вида:



Природа знаний/навыков — здесь еще проще:
Электронный курс — если нам надо научить прикладному ПО, правилам в компании и т. п.
Очное обучение — там, где требуются навыки коммуникации: презентация, разговор с сотрудником, другие управленческие навыки.
В курсе для тренеров мы даем около 20 различных методов обучения сотрудников.
Сотрудники Wargaming в среднем в год проходят 60 часов обучения, из которых 35–40 — тренинги и лекции, остальное — английский и другие форматы. Это много.
Международные компании, по статистике, тратят на обучение 20–25 часов, в странах СНГ на человека приходится 8 часов.
Об организации учебного процесса
В Wargaming University преподают различные курсы. Каждый может получить необходимые знания для профессионального роста: от тайм-менеджмента до бизнес-статистики, программирования и гейм-дизайна.
Но есть два приоритетных направления: лидерские программы для менеджеров и английский.
Лекция топ-менеджеров Wargaming в Технологическом университете Кипра
Wargaming — международная компания с 15 офисами по всему миру, штаб-квартирой на Кипре и крупными центрами разработок в Минске, Киеве и Санкт-Петербурге. Есть офисы в Сиэтле, Чикаго, Балтиморе и Сиднее.
Для сотрудников важно знать английский, потому что их могут объединить в международные команды. Нужно, чтобы не было языкового барьера. Это касается и культурных различий.
Английскому обучают штатные преподаватели. Программа разработана для людей с любым уровнем владения языком, под нее созданы тесты. Мы выделили KPI работы университета — переход на новый уровень. Если 80% студентов переходят — это бизнес-результат.
Менеджменту и лидерству обучают привлеченные тренеры. Преподаватели извне часто приносят новые идеи и свежий взгляд на вещи. Менеджерские программы запускаются регулярно: как только сотрудник стал руководителем, он попадает в программу развития.
В Wargaming University на курсах английского занимается 400–450 человек.
Когда мы в начале 2014 года переезжали в новое здание, для университета выделили отдельное помещение. Четыре класса, комнаты для сотрудников, библиотека и 1000 книг современной литературы.
Обучение проходит как в рабочее, так и в нерабочее время. Отрабатывать время на курсах или нет — вопрос индивидуальный и зависит от руководителя отдела.
Как измерить обучаемость
Некоторые навыки сложно измерить. Когда человека нужно научить быстро печатать на компьютере, проверить результат легко: следует измерить скорость печати и количество ошибок. Механические навыки измерить несложно.
Чтобы оценить поведение, приходится организовывать так называемый центр оценки (ассессмент-центр). Это похоже на игру или инсценировку: сотруднику дают задачу, а 1–2 наблюдателя смотрят и собирают информацию, как он себя ведет и что делает.
Потом информация сводится вместе, анализируется и дается оценка развитию компетенций. Так исследуется качество принятия решений, переговоров, работы с информацией.
У метода есть существенная проблема: он дорогой и требует времени. По моим расчетам, если проверка через ассессмент-центр обойдется дороже, чем 20% от стоимости обучения, никто ее не заказывает. Это дорого, поэтому непопулярно.
Бизнес-подход к обучению
Однажды я взял шесть учебников по статистике. Каждый из них закрыл на 4–5 странице. Начиналось хорошо — давались аналогии, примеры из повседневной жизни.
Но через несколько страниц авторы переходили на сухой математический язык, даже не напоминая читателю термины. Как можно понять такое: пусть у нас есть два множества A и B, при этом A ⊂ B?
Математиков волновали только их знания, а не то, как мне их использовать.
У нас есть вагон данных, из которых требуется выяснить, как на ту или иную инициативу реагируют наши клиенты. Да, для этого нужно применить бизнес-статистику, в которой полно сложных терминов.
Но перед человеком стоит конкретная задача, которую он сможет решить, только если понимает четкий физический смысл всех этих терминов и понятий.
Мы, например, в математике изучаем объем, учимся его измерять. Многие не пробовали применить это в жизни, хотя в этом, казалось бы, и есть смысл развития практического навыка.
Школа часто дает знания, никак не связывая их с реальностью.
Правда, в школьной системе некоторых стран постепенно начинают применять знания на практике. Например, уроки на природе.
С учениками беседуют об окружающем мире, рассказывают про климат, биологию. Могут поставить задачу: вычислить объем произрастающего леса.
Для этого нужно подумать, как вычислить плотность деревьев и объем каждого дерева с помощью высоты. Соответственно, понять, как это сделать по длине тени, вспомнить геометрию, астрономию, чтобы узнать угол положения солнца и т. д.
Для решения прикладной задачи нужны комплексные знания. Принцип бизнес-обучения — создать учебный процесс и развивать сотрудников, чтобы компания достигала поставленных целей.


Хотите получать дайджест статей?

