Есть два способа вести бизнес — выстраивать стратегию или постоянно экспериментировать и хвататься за случайные выгоды, которые подворачиваются на пути.
Оба этих способа одинаково хорошо работают. Об этом в книге «Стратегия чистого листа» пишет бизнес-тренер Марк Розин. Второй метод вести бизнес он называет «оппортунизмом». Рассказываем, в чем его суть.
Какие минусы у стратегии
Считается, что у любой уважающей себя компании должна быть стратегия. Но это накладывает на бизнес ряд ограничений.
#1. Стратегия вынуждает отказываться от некоторых прибыльных проектов
Например, если стратегия компании — стать лидером на украинском рынке, то она отказывается от возможных поставок в Европу или Америку, даже если это может быть выгодным. Таким образом можно упустить хорошие возможности и большую прибыль.
#2. Стратегия — это всегда амбициозная фантазия
В основе каждой стратегии лежит большая цель: увеличить оборот на 500%, стать лидером или завоевать рынок какой-то страны. Стремясь к этой цели, можно не заметить, что она нереальна. Возможно, стоило просто работать в другом направлении, и результат был бы лучше.
#3. Она требует инвестиций
Как правило, для достижения амбициозных целей нужно изначально серьезно вложиться — а значит, взять кредит или привлечь инвестора. Компания, которая гонится за тем, чтобы выполнить план, обычно делает это, несмотря ни на что. Плавный органический рост ее не устраивает. Но кредиты — это лишние затраты на покрытие процентов.
#4. Ошибки и проблемы демотивируют и вызывают панику
Когда вы движетесь к намеченной цели и что-то идет не так, вся команда начинает паниковать. У таких компаний обычно нет «запасного плана». И если в середине пути возникает препятствие, все демотивируются и тратят много времени, чтобы «пробить скалу».
Когда у вас нет стратегии, вы экспериментируете, пробуете, а каждую неудачу воспринимаете как опыт. «Не получилось? Ничего, попробуем что-то другое».
#5. Стратегия не предполагает кризисов
Любой стратегический план рассчитывается исходя из текущего положения в экономике. Мало кто закладывает в него возможные мировые финансовые кризисы. В итоге как только кризис случается, такие компании оказываются на грани банкротства.
Бизнесы, которые мыслят сиюминутными возможностями, более гибкие и быстро перестраиваются под новые реалии.
Вот пример, чем отличается стратегический метод ведения бизнеса от «оппортунистического»:
Стратегический банк
Определяет свою стратегическую цель: стать лидером на рынке Украины. Для этого планирует сначала открыть филиалы в городах-миллионниках, потом — в городах поменьше.
Если руководство банка решает купить филиал в Киеве, то ищет подходящий вариант на рынке. Если есть выгодный вариант в городе поменьше, его рассматривать не будут, потому что это не вписывается в стратегию.
Оппортунистический банк
У него нет географических целей. В какой-то момент директор крупного предприятия в Мариуполе спрашивает у директора такого банка: «Не хотели бы вы открыть филиал в нашем городе? Мы бы стали вашим клиентом». Банк понимает, что это прибыльно, — и открывает такой филиал.
Потом топ-менеджмент узнает, что, например, во Львове хотят быстро и дешево продать филиал разорившегося банка, и покупает его с большой выгодой.
А потом вдруг подворачивается удобная возможность открыть филиал в соседней стране — и вот банк становится международным. У него нет ограничений, в каком порядке все это делать. А значит, можно находить самые выгодные варианты.
Какой метод ведения бизнеса лучше
Однажды американские психологи провели эксперимент. Они дали группе испытуемых 100 страниц бумаги с цифрами и попросили посчитать количество цифр 5. На пятой странице внизу было примечание: «На 100 страницах всего 678 символов “5”».
Те, кто усердно настроились на подсчеты, даже не заметили его. Люди с более гибким умом, которые пытались найти альтернативный способ решения задачи, заметили примечание и быстро ответили на вопрос.
Этот эксперимент, по мнению Марка Розина, демонстрирует разницу между компаниями, которые слепо идут к намеченной цели, и теми, кто действует по ситуации. Вторые замечают больше возможностей.
Когда бизнесмен строит компанию, основываясь на стратегии, он уверен: чтобы стать успешным, нужно изначально хорошо спрогнозировать ситуацию и следовать плану. В таких компаниях процветает бюрократия, а сотрудникам ставят жесткие KPI и заставляют работать по шаблонам.
Главная задача «оппортунистического» бизнеса — умение «поймать момент», не пропустить возможности и быстро среагировать на ситуацию. Сотрудники таких компаний имеют больше свободы действий. От них требуют креативности, гибкости и самокритичности.
При этом автор книги «Стратегия чистого листа» утверждает: оба варианта ведения бизнеса одинаково хороши. Какого из них придерживаться, зависит от склонностей предпринимателя. Если он силен в поиске возможностей и готов рисковать — лучше выбрать оппортунистический вариант. Если он чувствует себя спокойнее, когда все идет по намеченному плану, стоит разработать стратегию.
Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!
Как чувствуют себя сотрудники обоих бизнесов
Допустим, компания идет в поход. В стратегической компании руководитель в самом начале распределяет роли: кто разжигает костер, кто готовит еду, а кто ставит палатки.
В оппортунистической компании руководитель спрашивает, кто чем хочет заниматься. А если на какую-то работу не находится желающих, обещает бонус — бутылку коньяка — и желающие сразу находятся.
То есть в стратегическом бизнесе обычно есть четкая иерархия и конкретный набор задач у каждого человека. Все задачи спускаются сверху вниз. Такая компания развивается прогнозировано — и чем четче сотрудники будут выполнять спущенные задачи, тем лучше будет результат.
У оппортунистической компании все быстро меняется, а залог успеха — креативность каждого сотрудника. Марк Розин советует делегировать полномочия как можно ниже. Людям на местах виднее, что нужно клиентам и где может подвернуться удачная сделка.
При таком подходе должностей в привычном понимании слова практически нет. Перед каждым человеком распахивается широкий горизонт возможностей — с точки зрения и задач, и ресурсов.

